Цветовая картина мира (ЦКМ) как понятие национальное есть феномен многослойный, входящий в языковую и концептуальную системы целого народа.

Зафиксированные в языке наивные представления человека о мире через призму цветоощущений отражают как общие закономерности человеческого мышления, типичные ассоциации, так и «специфику каждого языка, отделяющую его от общего и всеобщего» [Гак 1988: 13]. Являясь сущностной характеристикой, соотносимой с морально-нравственной и эстетической оценкой, семиотической и ценностной картиной мира данной национальной культурой, «цвет предстает одной из центральных категорий как концептуальной картины мира, так и языковой картины мира, что позволяет говорить о цветовых предпочтениях, об этническом цветовом менталитете, цветовых лакунах и цветовых универсалиях, и в целом — о цветовой картине мира» [Гатауллина 2005: 19-20]. Обобщенная национальная ЦКМ воплощена в произведениях фольклора и художественной литературы, зафиксирована в словарях и выявляется через сопоставление с другими национальными цветовыми картинами мира.

ЦКМ поэта формируется на основе национальной, которая преломляется и видоизменяется в соответствии с авторским мировидением. Так как восприятие цвета - процесс во многом субъективный и результаты его у разных людей часто не совпадают, национальная ЦКМ и формирующаяся на ее основе индивидуальная ЦКМ могут иметь принципиальные отличия. В русской национальной ЦКМ, по классификации P.M. Фрумкиной, наличествуют 12 основных цветов: помимо традиционных семи цветов радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), выделяются три ахроматических цвета (белый, черный, серый), а также розовый и коричневый.

Цветовая картина мира Владимира Высоцкого может быть представлена в виде функционально-семантического цветового макрополя, реализованного системой микрополей основных для его творчества цветов.

Дюпина Ю.В. Цветообозначения в репрезентации поэтической картины мира Владимира Высоцкого: структура, семантика, функции. - Тюмень, 2009.

Новые материалы

Роль цветообозначений в создании образной системы поэзии В. Высоцкого

Известно, что лексика со значением цвета — это одно из важнейших средств создания словесной живописности и конкретной художественной образности в поэзии. Эта лексика позволяет художнику слова представить изображаемое в непосредственной наглядности, «зримости».

Подробнее...

Зеленый в цветовой картине мира В.Высоцкого

Общее количество лексем микрополя зеленого цвета в цветовой картине мира В.Высоцкого составляет 27 членов. Основная цветовая нагрузка лежит на семантическом ядре микрополя - это немотивированное моносемное прилагательное зеленый (1. Цвета травы, листвы. 3. Относящийся к растительности; состоящий, сделанный из зелени).

Подробнее...