Под семантическим полем в лингвистике обычно понимается «группа слов одного языка, тесно связанная друг с другом по смыслу» [Караулов 1976:23] или «иерархическая структура множества лексических единиц, объединенных общим (инвариантным) значением, и отражающая в языке общую понятийную сферу» [Новиков 1983: 83]. Семантическое поле характеризуется следующими основными свойствами.

  1. наличием семантических отношений (корреляций) между составляющими его словами;
  2. системным характером этих отношений;
  3. взаимозависимостью и взаимоопределяемостью лексических единиц;
  4. относительной автономностью поля;
  5. непрерывностью обозначения его смыслового пространства;
  6. взаимосвязью семантических полей в пределах всей лексической системы (всего словаря).

Примеры семантических полей: поле времени, поле животноводства, поле имен родства, поле цветообозначений [Кобозева 2000: 22].

Однако понятие семантическое поле сложилось не сразу: до сих пор существует множество истолкований подобным образом организованных элементов. Одни источники определяют семантическое поле как «тесно связанные по смыслу отрезки словаря» [Прохорова 1988]. Л.М. Васильев [Васильев 1970] предпочитает использовать термин «семантический класс». М.С. Ротова [1984] использует формулировку «лексико-фразеологическое поле», предполагая включение в поле фразеологических единиц языка, которые так же, как и лексические, подвергаются семантическому анализу.

Термин «семантическое поле» в настоящее время «все чаще заменяется более узкими лингвистическими терминами: лексическое поле, синонимический ряд, лексико-семантическое поле и т.п. Каждый из этих терминов более четко задает тип языковых единиц, входящих в поле и/или тип связи между ними. Тем не менее во многих работах как выражение «семантическое поле», так и более специализированные обозначения употребляются как терминологические синонимы [Буданова 2007: 23]. Заметим, что указанная неупорядоченность терминологии тем не менее позволяет исследователям сойтись во мнении относительно составляющих структуры семантического поля. Традиционно выделяются следующие части семантической структуры поля:

  1. ядро, представленное родовой семой (гиперсемой, архисемой);
  2. центр, состоящий из единиц, имеющих интегральное, общее с ядром и друг с другом значение и разграничивающихся дифференциальными значениями;
  3. периферийные единицы, наиболее удаленные в своем значении от ядра, зачастую обладающие контекстуальным значением;
  4. фрагменты поля, представляющие собой вертикальную и центро-периферийную структуру, которая по своей семантике образует отдельную   гиперо-гипонимическую структуру однотипного / разнотипного состава.

Лексико-семантическое поле цвета, или цветовое макрополе (далее ЦМП) понимается нами, вслед за Ю.А. Карташовой [Карташова 2004], как совокупность лексических единиц разной грамматической природы, разной степени связанности и свободы, лексикализованности и фразеологизованности, содержащих сему цвета.

Цветовое микрополе (далее ЦМ) — это упорядоченная совокупность лексических единиц различных  частей речи, в эксплицитной или имплицитной форме содержащих общую интегральную сему с определенным цветовым признаком (цветовой вариант).

По мнению В.Г.Кульпиной, «цвет <...> принимает участие в сложных процессах языковой концептуализации мира» [Кульпина 2001:73], поэтому за единицу ЦКМ мы принимаем цветовой концепт, который является единицей концептуальной системы - ЦКМ. Концепт — это когнитивное понятие, оно «отвечает представлению о тех смыслах, которые отражают содержание опыта и знания, содержание результатов всей человеческой деятельности и процессов познания мира в виде неких «квантов знания» <...> Это сведения о том, что индивид знает, предполагает, думает, воображает об объектах мира» [Кубрякова 1996: 90]

Концепт как единица структурированного знания имеет подвижную полевую структуру и может получить описание в терминах ядра и периферии [Попова, Стернин 2001: 60]. К ядру относятся прототипические слои с наибольшей чувственно-наглядной конкретностью, первичные наиболее яркие образы; более абстрактные признаки составят периферию концепта. Ученые отмечают, что «периферийный статус того или иного концептуального признака не свидетельствует о его малозначности или маловажности в поле концепта, поскольку статус признака указывает на меру его удаленности от ядра по степени конкретности и наглядности образного представления [там же].

К этой структуре исследователи добавляют интерпретационные слои, включающие оценки и трактовки содержания ядра концепта национальным, групповым и индивидуальным сознанием, совокупность структурированных предикаций, отражающих интерпретацию отдельных концептуальных признаков в виде утверждений, установок сознания, вытекающих в данной культуре из содержания концепта [Попова, Стернин 2001]. Исследование ЦКМ с позиции полевой структуры представляется нам наиболее перспективной, поскольку в данном случае открывается возможность выявления семантических признаков содержания концепта, а также выделения ценностной, образной и понятийной его составляющих.

Цветовой концепт мы понимаем, вслед за С.Г.Носовец, как понятие цвета с потенциально заложенной возможностью развивать эстетические и символические смыслы. «Цветовые концепты содержат информацию о собственно цветовом признаке, а некоторые из них — также дополнительные смыслы, связанные с народными верованиями и представлениями, историко-культурным опытом, индивидуальными ассоциациями (эстетические и символические смыслы)» [Носовец 2002: 47].

Итак, ЦКМ служит источником инвентаря для создания цветового художественного образа. Репрезентируя систему индивидуально-авторских цветовых концептов, ЦМП дифференцируются на цветовые микрополя, единицами которых являются цветовые слова (цветообозначения, цветонаименования, колоративы, имена цвета, цветовые лексемы).

Дюпина Ю.В. Цветообозначения в репрезентации поэтической картины мира Владимира Высоцкого: структура, семантика, функции. - Тюмень, 2009.

Новые материалы

Роль цветообозначений в создании образной системы поэзии В. Высоцкого

Известно, что лексика со значением цвета — это одно из важнейших средств создания словесной живописности и конкретной художественной образности в поэзии. Эта лексика позволяет художнику слова представить изображаемое в непосредственной наглядности, «зримости».

Подробнее...

Зеленый в цветовой картине мира В.Высоцкого

Общее количество лексем микрополя зеленого цвета в цветовой картине мира В.Высоцкого составляет 27 членов. Основная цветовая нагрузка лежит на семантическом ядре микрополя - это немотивированное моносемное прилагательное зеленый (1. Цвета травы, листвы. 3. Относящийся к растительности; состоящий, сделанный из зелени).

Подробнее...