Его песни всегда напоминали фронтовые сводки, касалось ли это действительно военной темы или речь заходила о ханжестве, пошлости, нищете духовной в узнаваемых персонажах современников. Вживаясь по-актёрски в свои сюжеты, он противопоставлял уютной обывательской инфантильности образы людей мужественных, порядочных, способных столь же преданно любить, как и яростно ненавидеть. Словарный диапазон при этом оставался неизменно лёгок и точен в подборе оттенков песенного рисунка.

Откуда такая ёмкость и отшлифованность фраз, глубокая простота реплик и естественность диалогов? Почему, слушая его, плачут ветераны войны? А почему его песни пригодились и в Афгане, и в Чечне? Что он для поколения, которое появилось после его ухода? Почему людям дороги те места, где он жил и работал, просто бывал мельком? Почему не по приказу о монументальной пропаганде, а от благодарности народной в этих местах возникают памятники, улицы и площади его имени? В одной только Москве уже пять памятных знаков. Почему в экспозиции «Государственного Центрального музея современной истории» на Тверской семидесятые представлены Высоцким в одном ряду с Шукшиным и Райкиным?

Вопросы можно задавать бесконечно и находить бесчисленные варианты ответов по количеству мнений и суждений, не всегда, кстати, позитивных. Но неизменно границы непраздного отношения к тому, что связано с именем Владимира Семёновича Высоцкого, будут безмерно велики в сравнении с равнодушием и непониманием. Доступный и простой в общении, непостижимый и недосягаемый в искусстве. В театре его так и звали — ВЫСОТА. Он сам себе поставил планку жизни на уровне горизонта.

Гордый гражданин, тонкий лирик, бесшабашный скоморох, лукавый сказочник, язвительный и беспощадный сатирик, воин-защитник, философ и проповедник — таким и ещё более разносторонним предстаёт перед нами талант яркого поэта, актёра, певца, композитора, человека, в подлинном смысле осуществившего благородную мечту, заложенную в самом имени его. Владимир — в первооснове означает: «владеть + слава», но теперь вторая основа переосмысляется как «мир» — Владеть Миром! Он шагал своими песнями по России и Франции, Италии и Болгарии, Америке и Германии, и движение это продолжается повсюду, где ценят его духовную высоту.

Страницы биографии Высоцкого постепенно заполняются воспоминаниями тех, кто встретился на его пути, кто помогал ему не сгорать, но излучать свет и доброту. Он действительно был от природы исполнен добра. Его известный автошарж-росчерк неизменно сопровождался подписью: «Желаю добра!»

* * *

«В начале было Слово... Оно было в начале у Бога». После, когда этот дар владения словом оказался передан и принят, человечество из века в век возделывало суть слов, добывая себе духовную пищу, памятуя, что «...и слово Твоё было совершившимся делом». В непрерывной череде поэтов и пророков, людей особенных, озарённых Божьим вдохновением, возносились и будут изредка появляться вновь подобные Владимиру Высоцкому. «В рожденьи смерть проглядывает косо» — так соединил он первый крик младенца с последним выдохом, пройдя весь путь достойно, неся бремя и огорчений, и славы, продев свою хриплую сквозную ноту в сердца многих поколений, представлявших и оставивших его таковым для себя, — необыкновенно родным и близким.

Через прошедшее, возвращаясь к первым ступеням восхождения величайшего барда России, предлагаю вашему вниманию это повествование. Оно коснётся, в основном, детства Владимира Высоцкого, как раз того периода и того окружения, в окоёме которых впервые проявились устоявшиеся позже черты его характера, что послужило основой для его духовного и творческого самовыражения. Неизвестные ранее страницы судеб его родственников поведают о тех, кем он по праву гордился. Нам не удастся миновать в контексте повести и острых исторических проблем, важных для понимания той эпохи. Разговор будет обстоятельный, в большинстве своём основанный на фактах и свидетельствах людей, хорошо знавших Володю, на недавно обнаруженных архивных данных.

* * *

Его личное отношение к воспоминаниям о себе: «...В принципе я предпочитаю не рассказывать свою биографию, и не потому, что в ней есть нечто такое, что я хочу скрыть, нет, а просто потому, что это малоинтересно. Интересней говорить про то, что я успел сделать за это время, а не про то, что я успел прожить».

Для нас сейчас важно знать даже то, что он сам не мог бы, по малости лет, удержать в памяти. Именно поэтому главное место в повествовании занимает его мама, Нина Максимовна Высоцкая, мамочка, как ласково величал её с ранних лет благодарный и любящий сын. Вокруг неё неизменно присутствует сфера уважения и почтения. Друзья и поклонники её сына не исчезают, а лишь приумножаются. После 25 июля 1980 года она стала ответственным секретарём Комиссии по творческому наследию B.C. Высоцкого.

Пожалуй, ни к одному из живших когда-либо поэтов после их ухода не было обращено такое количество любви и признания, в том числе в образе поэтических строк. Его почитатели бережно их собрали в удивительные поэтические сборники, своеобразный венок посвящений Высоцкому. Из многих тысяч стихов, обращенных к светлой памяти поэта, сложился подлинный народный плач, стон всех слоев общества о бесценной утрате. Точно так же, преклоняясь перед его талантом, воздаю дань памяти той поре, в которой рос ровесник «страшных лет России».

Новые материалы

Роль цветообозначений в создании образной системы поэзии В. Высоцкого

Известно, что лексика со значением цвета — это одно из важнейших средств создания словесной живописности и конкретной художественной образности в поэзии. Эта лексика позволяет художнику слова представить изображаемое в непосредственной наглядности, «зримости».

Подробнее...

Зеленый в цветовой картине мира В.Высоцкого

Общее количество лексем микрополя зеленого цвета в цветовой картине мира В.Высоцкого составляет 27 членов. Основная цветовая нагрузка лежит на семантическом ядре микрополя - это немотивированное моносемное прилагательное зеленый (1. Цвета травы, листвы. 3. Относящийся к растительности; состоящий, сделанный из зелени).

Подробнее...